Я в мире людей

Социальный педагог Гаева Наталья Юрьевна.
Социальный педагог
Гаева Наталья Юрьевна

Методические приемы, используемые в программе:

  • Развивающие игры (словесные, подвижные, имитационные).
  • Психогимнастика.
  • Рисование (тематическое и свободное).
  • Социально-поведенческий тренинг.
  • Моделирование проблемных ситуаций и выхода из них.
  • Беседы с детьми.
  • Использование художественных произведений, сказочных сюжетов.

В содержании занятий использованы игры и упражнения отечественных и зарубежных авторов (О. Хухлаева, О. Хухлаев, Р. Калинина, Н. Клюева, Н. Кряжева, Н. Климина, М. Сигимова, Н. Фопель, П. Альбум), а также авторские находки.

Рекомендуемое число занятий: 20.

Занятия являются комплексными как по поставленным задачам, так и по используемым средствам развивающей работы.

Периодичность занятий: два раза в неделю в течение двух с половиной месяцев или раз в неделю в течение пяти месяцев.

Продолжительность занятий: 30-35 минут.

В занятиях принимают участие все дети возрастной группы. Из их числа формируются подгруппы с количественным составом 8-10 человек. При формировании подгрупп учитывается социальный статус детей в группе.

Программа занятий

Цель программы:

сформировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.

Задачи:

  • Развитие социальной компетентности.
  • Формирование представлений о социальном мире и своем месте в нем.
  • Обеспечение социально-эмоционального благополучия через позитивное самовосприятие.

Тема

Задачи

Наименование форм работы

1. Кто я? Какой я?

Формирование представлений о себе. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности. Своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.

  • Игра «Эхо»
  • Беседа «Чем мы отличаемся, чем похожи»
  • Упражнение «Найди пару»
  • Игра «Художник»
  • Рисование «Автопортрет»
  • Игра «Угадай, кто это?» (по рисункам)
  • Игра «Услышь свое имя»

2. Мое
настроение

Осознание своего настроения, его многообразия. Развитие навыков самоконтроля. Обучение социально приемлемым способам выражения своего настроения

  • Упражнение «Музыкальная загадка».
  • Рисование «Радость и грусть»
  • Психогимнастика – этюды «Мне грустно», «Мне весело», «Обида», «Радость»
  • Упражнение «Мое настроение»
  • Упражнение «Дерево настроений»
  • Игра «Школа улыбок»
  • Пение песни «Улыбка»

3. Настроение других людей

Развитие способности распознавать настроение других людей по мимике и пантомимике. Обучение выражению своего эмоционального состояния художественными приемами.

  • Упражнение «Угадай настроение» (с использованием пиктограмм)
  • Испорченный видеомагнитофон.
  • Психогимнастика. Этюды «Новая кукла», «Баба Яга», «В лесу», «Фокус»
  • Игра «Общее настроение»
  • Игра «Мы танцуем»
  • «Рисуем настроение»

4. Волшебная страна понимания

Ознакомление с интонированием, как средством коммуникации. Развитие внимательности к другим людям, эмпатии.

  • Сказка «Волшебная страна»
  • Беседа «как мы говорим»
  • Интонационные этюды (произнесение фразы с разной интонацией: весело, грустно, радостно, удивленно и т.д.)
  • Игра «Кто тебя позвал, узнай»
  • Изготовление масок
  • Игра «Маски»

5. Герои любимых сказок (мультфильмов)

Знакомство с моральными чертами характера. Дать понятие о парности нравственных качеств. Развитие соображения.

  • Игра «Назови героя» (называние героев знакомых сказок, обладающих чертой характера, названной ведущим)
  • Психогимнастика. Этюды «Буратино», «Карабас-Барабас», «Золушка», «Ребята, давайте жить дружно»
  • Игра «Сказки на новый лад (придумывание конца или нового сюжета)
  • Игра «Гномы и великаны»
  • Рисование «Мой любимый герой»

6. Добрые и злые волшебники

Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло». Развитие оценочного суждения. Обучение конструктивным способам. Снятие напряжения связанного с чувством злости.

  • Игровая ситуация «Два волшебника»
  • Беседа «Кого называют добрым, кого называют злым»
  • Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра.
  • Психогимнастика «Добрые волшебники» и «Злые волшебники»
  • Игра «Дракон»
  • Поведенческий тренинг «Как справиться с гневом» а) потопать ногами, б) надуть шарик злостью.
  • Рисование на тему «Добрый и злой»

7. Мои хорошие и плохие поступки

Осознание черт своего характера, мотивов собственных поступков. Развитие адекватной самооценки, самоконтроля, произвольности поведения.

  • Игра «Наоборот»
  • Беседа «Хорошие и плохие поступки» (дети по очереди рассказывают сначала о хороших поступках, которые совершели в последнее время, потом о плохих).
  • Упражнение «Мешочки с плохими поступками»
  • Упражнение «Продолжи фразу» (метод незаконченных предложений) Например, «Когда меня обижают, я …», «Я люблю, когда …»
  • Игра «Волшебные слова»
  • Игра «Пожалуйста»

8. Я, ты, он, она

Развитие чувства принадлежности к группе сверстников. Получение опыта позитивного взаимодействия.

  • Упражнение «Проводник с именем»
  • Игра «Похвалилки»
  • Игра «Менялки»
  • Игра «Опиши друга»
  • Игра «Что изменилось»
  • Игра «Поварята»
  • Игра «Клубочек»

Задание для работы в группе: создание коллажа «Наша группа»

9. Девочки и мальчики

Развитие интереса и уважительного отношения к детям противоположного пола. Освоение навыков поло-ролевого поведения. Развитие саморегуляции.

  • Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе, девочки и мальчики»
  • Игра «Я знаю пять имен» -мальчиков, -девочек, – игры мальчиков и девочек, -игрушки мальчиков, девочек, – предметы одежды.
  • Слушание песни «Из чего же …»
  • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций: – девочке не хватило стула, – мальчик ударил девочку, -девочка дразнит мальчика.
  • Упражнение «Молодец и умница»
  • Подвижная игра «Стрижи и ласточки»

10. Я и мои друзья

Раскрытие сущности понятий «друг» и «дружба». Расширение опыта позитивного взаимодействия.

  • Ритмическая игра «Я и мои друзья!»
  • Чтение рассказа Толстого «Два товарища». Анализ прочитанного (как бы ты поступил)
  • Упражнение «Закончи фразу» «Друг всегда…», «Друг никогда….» (метод незаконченных предложений)
  • Игра «Газета»
  • Игра «На мостике»
  • Рисование «Портрет лучшего друга»

11. Если вы поссорились

Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.

  • Игра «Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай»
  • Чтение стихотворения «Поссорились»
  • Беседа «Почему люди ссорятся?»
  • Упражнение «Драка» (на расслабление)
  • Игра «Руки знакомятся, руки мирятся»
  • Игра «Обзывалки»

12. Веселое путешествие

Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

  • Упражнение «Опиши друга»
  • Игра «Ладонь в ладонь» (усложненный вариант с препятствиями»
  • Игра «Змейка»
  • Подвижная игра «Тропинка»
  • Игра «Встреча»
  • Игра «Лабиринты»
  • Тренинг взаимодействия «Наш общий дом»
  • Упражнение «Подарки»

13. Вместе веселее

Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

  • Игра «Гусеница»
  • Игра «Небоскреб»
  • Игра «Двое с одним мелком»
  • Игра «Жмурки с колокольчиком»
  • Игра «Что нового»
  • Игра «Топ-хлоп»
  • Мы танцуем.

14. Не хочу, не буду

Развитие умения анализировать свои поступки, эмоциональное состояние.

  • Просмотр фрагмента мультфильма «Упрямые козы» (или чтение сказки»
  • Психогимнастика «Упрямые козы»
  • Игра «Сказка наоборот» (вежливые, веселые, добрые козы)
  • Поведенческий тренинг (ответ на просьбу мамы, сестры, брата, товарища)
  • Игра «Два Барана»

15. «Трудные» слова

Развитие автономности поведения, умения противостоять давлению, говорить «нет».

  • Упражнение «Войди в круг, выйди из круга»
  • Сказка о мальчике, который не умел говорить «нет».
  • Поведенческий тренинг «Учимся говорить «нет». Предложения, на которые легко ответить «нет». Предложения, на которые трудно ответить «нет»
  • Беседа «Когда трудно сказать «нет»
  • Упражнение «Мне нравится, когда …., мне не нравится, когда ….»

16. Как правильно себя вести.

Обучение детей элементарным навыкам безопасного поведения, способам отреагирования страха.

  • Рассказ «Как Маша потерялась»
  • Беседа «А как бы поступил ты?»
  • Разыгрывание ситуаций: – дядя с конфетами (куклой, машиной), – новый друг, – звонок в дверь, -мамина знакомая.
  • Игра «Кричалки, молчалки, шепталки»
  • Рисование «Боюсь – не боюсь»

17. Я и моя семья

Формировать положительное отношение к членам семьи. Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

  • Беседа «Зачем человеку семья»
  • Упражнение «За что меня любит мама (папа)?»
  • Этюды «Дружная семья», «Ссора».
  • Разыгрывание ситуаций (мальчик разрисовал мелом пол, девочка разбила любимую мамину вазу)
  • Рисование на тему «Моя семья» или «Мир мамы, мир папы».

18. Мир взрослых

Развитие интереса к миру взрослых, осознание своего места в мире взрослых. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков

  • Игра «Хорошо-плохо» (быть взрослым – хорошо или плохо?)
  • Игра «Интервью»
  • Игра «Что сначала, что потом»
  • Имитационная игра «Походки»
  • Игра «Старенькая бабушка»
  • Беседа об отношении к пожилым людям.
  • Подвижная игра «Бабушка Маланья»

19. Когда я буду взрослым

Поддержание интереса к миру взрослых, расширение представлений о деятельности людей. Воспитание уважительного отношения к труду.
Развитие пантомимики.

  • Упражнение «Когда я буду взрослым…» (метод незавершенных предложений)
  • Игра «Чьи вещи?»
  • Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Беседа по содержанию.
  • Игра «Что мы делаем, покажем» (пантомима)
  • Рисование «Каким я буду, когда вырасту»

20. Все мы – волшебники

Поддержание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки. способствовать формированию адекватной самооценки.

  • Упражнение «Закончи фразу» (если я был волшебником)
  • Игра «Сотворение чуда»
  • Игра «Цветик-семицветик»
  • Рисование на тему «Мое желание»

    Цель программы:

    сформировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.

    Задачи:

  • Развитие социальной компетентности.
  • Формирование представлений о социальном мире и своем месте в нем.
  • Обеспечение социально-эмоционального благополучия через позитивное самовосприятие.
  • Тема

    Задачи

    Наименование форм работы

    1. Кто я? Какой я?

    Формирование представлений о себе. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности. Своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.

    • Игра «Эхо»
    • Беседа «Чем мы отличаемся, чем похожи»
    • Упражнение «Найди пару»
    • Игра «Художник»
    • Рисование «Автопортрет»
    • Игра «Угадай, кто это?» (по рисункам)
    • Игра «Услышь свое имя»

    2. Мое
    настроение

    Осознание своего настроения, его многообразия. Развитие навыков самоконтроля. Обучение социально приемлемым способам выражения своего настроения

    • Упражнение «Музыкальная загадка».
    • Рисование «Радость и грусть»
    • Психогимнастика – этюды «Мне грустно», «Мне весело», «Обида», «Радость»
    • Упражнение «Мое настроение»
    • Упражнение «Дерево настроений»
    • Игра «Школа улыбок»
    • Пение песни «Улыбка»

    3. Настроение других людей

    Развитие способности распознавать настроение других людей по мимике и пантомимике. Обучение выражению своего эмоционального состояния художественными приемами.

    • Упражнение «Угадай настроение» (с использованием пиктограмм)
    • Испорченный видеомагнитофон.
    • Психогимнастика. Этюды «Новая кукла», «Баба Яга», «В лесу», «Фокус»
    • Игра «Общее настроение»
    • Игра «Мы танцуем»
    • «Рисуем настроение»

    4. Волшебная страна понимания

    Ознакомление с интонированием, как средством коммуникации. Развитие внимательности к другим людям, эмпатии.

    • Сказка «Волшебная страна»
    • Беседа «как мы говорим»
    • Интонационные этюды (произнесение фразы с разной интонацией: весело, грустно, радостно, удивленно и т.д.)
    • Игра «Кто тебя позвал, узнай»
    • Изготовление масок
    • Игра «Маски»

    5. Герои любимых сказок (мультфильмов)

    Знакомство с моральными чертами характера. Дать понятие о парности нравственных качеств. Развитие соображения.

    • Игра «Назови героя» (называние героев знакомых сказок, обладающих чертой характера, названной ведущим)
    • Психогимнастика. Этюды «Буратино», «Карабас-Барабас», «Золушка», «Ребята, давайте жить дружно»
    • Игра «Сказки на новый лад (придумывание конца или нового сюжета)
    • Игра «Гномы и великаны»
    • Рисование «Мой любимый герой»

    6. Добрые и злые волшебники

    Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло». Развитие оценочного суждения. Обучение конструктивным способам. Снятие напряжения связанного с чувством злости.

    • Игровая ситуация «Два волшебника»
    • Беседа «Кого называют добрым, кого называют злым»
    • Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра.
    • Психогимнастика «Добрые волшебники» и «Злые волшебники»
    • Игра «Дракон»
    • Поведенческий тренинг «Как справиться с гневом» а) потопать ногами, б) надуть шарик злостью.
    • Рисование на тему «Добрый и злой»

    7. Мои хорошие и плохие поступки

    Осознание черт своего характера, мотивов собственных поступков. Развитие адекватной самооценки, самоконтроля, произвольности поведения.

    • Игра «Наоборот»
    • Беседа «Хорошие и плохие поступки» (дети по очереди рассказывают сначала о хороших поступках, которые совершели в последнее время, потом о плохих).
    • Упражнение «Мешочки с плохими поступками»
    • Упражнение «Продолжи фразу» (метод незаконченных предложений) Например, «Когда меня обижают, я …», «Я люблю, когда …»
    • Игра «Волшебные слова»
    • Игра «Пожалуйста»

    8. Я, ты, он, она

    Развитие чувства принадлежности к группе сверстников. Получение опыта позитивного взаимодействия.

    • Упражнение «Проводник с именем»
    • Игра «Похвалилки»
    • Игра «Менялки»
    • Игра «Опиши друга»
    • Игра «Что изменилось»
    • Игра «Поварята»
    • Игра «Клубочек»

    Задание для работы в группе: создание коллажа «Наша группа»

    9. Девочки и мальчики

    Развитие интереса и уважительного отношения к детям противоположного пола. Освоение навыков поло-ролевого поведения. Развитие саморегуляции.

    • Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе, девочки и мальчики»
    • Игра «Я знаю пять имен» -мальчиков, -девочек, – игры мальчиков и девочек, -игрушки мальчиков, девочек, – предметы одежды.
    • Слушание песни «Из чего же …»
    • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций: – девочке не хватило стула, – мальчик ударил девочку, -девочка дразнит мальчика.
    • Упражнение «Молодец и умница»
    • Подвижная игра «Стрижи и ласточки»

    10. Я и мои друзья

    Раскрытие сущности понятий «друг» и «дружба». Расширение опыта позитивного взаимодействия.

    • Ритмическая игра «Я и мои друзья!»
    • Чтение рассказа Толстого «Два товарища». Анализ прочитанного (как бы ты поступил)
    • Упражнение «Закончи фразу» «Друг всегда…», «Друг никогда….» (метод незаконченных предложений)
    • Игра «Газета»
    • Игра «На мостике»
    • Рисование «Портрет лучшего друга»

    11. Если вы поссорились

    Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.

    • Игра «Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай»
    • Чтение стихотворения «Поссорились»
    • Беседа «Почему люди ссорятся?»
    • Упражнение «Драка» (на расслабление)
    • Игра «Руки знакомятся, руки мирятся»
    • Игра «Обзывалки»

    12. Веселое путешествие

    Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

    • Упражнение «Опиши друга»
    • Игра «Ладонь в ладонь» (усложненный вариант с препятствиями»
    • Игра «Змейка»
    • Подвижная игра «Тропинка»
    • Игра «Встреча»
    • Игра «Лабиринты»
    • Тренинг взаимодействия «Наш общий дом»
    • Упражнение «Подарки»

    13. Вместе веселее

    Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

    • Игра «Гусеница»
    • Игра «Небоскреб»
    • Игра «Двое с одним мелком»
    • Игра «Жмурки с колокольчиком»
    • Игра «Что нового»
    • Игра «Топ-хлоп»
    • Мы танцуем.

    14. Не хочу, не буду

    Развитие умения анализировать свои поступки, эмоциональное состояние.

    • Просмотр фрагмента мультфильма «Упрямые козы» (или чтение сказки»
    • Психогимнастика «Упрямые козы»
    • Игра «Сказка наоборот» (вежливые, веселые, добрые козы)
    • Поведенческий тренинг (ответ на просьбу мамы, сестры, брата, товарища)
    • Игра «Два Барана»

    15. «Трудные» слова

    Развитие автономности поведения, умения противостоять давлению, говорить «нет».

    • Упражнение «Войди в круг, выйди из круга»
    • Сказка о мальчике, который не умел говорить «нет».
    • Поведенческий тренинг «Учимся говорить «нет». Предложения, на которые легко ответить «нет». Предложения, на которые трудно ответить «нет»
    • Беседа «Когда трудно сказать «нет»
    • Упражнение «Мне нравится, когда …., мне не нравится, когда ….»

    16. Как правильно себя вести.

    Обучение детей элементарным навыкам безопасного поведения, способам отреагирования страха.

    • Рассказ «Как Маша потерялась»
    • Беседа «А как бы поступил ты?»
    • Разыгрывание ситуаций: – дядя с конфетами (куклой, машиной), – новый друг, – звонок в дверь, -мамина знакомая.
    • Игра «Кричалки, молчалки, шепталки»
    • Рисование «Боюсь – не боюсь»

    17. Я и моя семья

    Формировать положительное отношение к членам семьи. Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

    • Беседа «Зачем человеку семья»
    • Упражнение «За что меня любит мама (папа)?»
    • Этюды «Дружная семья», «Ссора».
    • Разыгрывание ситуаций (мальчик разрисовал мелом пол, девочка разбила любимую мамину вазу)
    • Рисование на тему «Моя семья» или «Мир мамы, мир папы».

    18. Мир взрослых

    Развитие интереса к миру взрослых, осознание своего места в мире взрослых. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков

    • Игра «Хорошо-плохо» (быть взрослым – хорошо или плохо?)
    • Игра «Интервью»
    • Игра «Что сначала, что потом»
    • Имитационная игра «Походки»
    • Игра «Старенькая бабушка»
    • Беседа об отношении к пожилым людям.
    • Подвижная игра «Бабушка Маланья»

    19. Когда я буду взрослым

    Поддержание интереса к миру взрослых, расширение представлений о деятельности людей. Воспитание уважительного отношения к труду.
    Развитие пантомимики.

    • Упражнение «Когда я буду взрослым…» (метод незавершенных предложений)
    • Игра «Чьи вещи?»
    • Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Беседа по содержанию.
    • Игра «Что мы делаем, покажем» (пантомима)
    • Рисование «Каким я буду, когда вырасту»

    20. Все мы – волшебники

    Поддержание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки. способствовать формированию адекватной самооценки.

    • Упражнение «Закончи фразу» (если я был волшебником)
    • Игра «Сотворение чуда»
    • Игра «Цветик-семицветик»
    • Рисование на тему «Мое желание»

      Цель программы:

      сформировать у воспитанников готовность к вхождению в социум.

      Задачи:

    • Развитие социальной компетентности.
    • Формирование представлений о социальном мире и своем месте в нем.
    • Обеспечение социально-эмоционального благополучия через позитивное самовосприятие.
    • Тема

      Задачи

      Наименование форм работы

      1. Кто я? Какой я?

      Формирование представлений о себе. Осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности. Своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости. Развитие позитивного самовосприятия.

      • Игра «Эхо»
      • Беседа «Чем мы отличаемся, чем похожи»
      • Упражнение «Найди пару»
      • Игра «Художник»
      • Рисование «Автопортрет»
      • Игра «Угадай, кто это?» (по рисункам)
      • Игра «Услышь свое имя»

      2. Мое
      настроение

      Осознание своего настроения, его многообразия. Развитие навыков самоконтроля. Обучение социально приемлемым способам выражения своего настроения

      • Упражнение «Музыкальная загадка».
      • Рисование «Радость и грусть»
      • Психогимнастика – этюды «Мне грустно», «Мне весело», «Обида», «Радость»
      • Упражнение «Мое настроение»
      • Упражнение «Дерево настроений»
      • Игра «Школа улыбок»
      • Пение песни «Улыбка»

      3. Настроение других людей

      Развитие способности распознавать настроение других людей по мимике и пантомимике. Обучение выражению своего эмоционального состояния художественными приемами.

      • Упражнение «Угадай настроение» (с использованием пиктограмм)
      • Испорченный видеомагнитофон.
      • Психогимнастика. Этюды «Новая кукла», «Баба Яга», «В лесу», «Фокус»
      • Игра «Общее настроение»
      • Игра «Мы танцуем»
      • «Рисуем настроение»

      4. Волшебная страна понимания

      Ознакомление с интонированием, как средством коммуникации. Развитие внимательности к другим людям, эмпатии.

      • Сказка «Волшебная страна»
      • Беседа «как мы говорим»
      • Интонационные этюды (произнесение фразы с разной интонацией: весело, грустно, радостно, удивленно и т.д.)
      • Игра «Кто тебя позвал, узнай»
      • Изготовление масок
      • Игра «Маски»

      5. Герои любимых сказок (мультфильмов)

      Знакомство с моральными чертами характера. Дать понятие о парности нравственных качеств. Развитие соображения.

      • Игра «Назови героя» (называние героев знакомых сказок, обладающих чертой характера, названной ведущим)
      • Психогимнастика. Этюды «Буратино», «Карабас-Барабас», «Золушка», «Ребята, давайте жить дружно»
      • Игра «Сказки на новый лад (придумывание конца или нового сюжета)
      • Игра «Гномы и великаны»
      • Рисование «Мой любимый герой»

      6. Добрые и злые волшебники

      Раскрытие сущности полярных понятий «добро» и «зло». Развитие оценочного суждения. Обучение конструктивным способам. Снятие напряжения связанного с чувством злости.

      • Игровая ситуация «Два волшебника»
      • Беседа «Кого называют добрым, кого называют злым»
      • Просмотр фрагмента мультфильма «Приключение кота Леопольда». Обсуждение просмотра.
      • Психогимнастика «Добрые волшебники» и «Злые волшебники»
      • Игра «Дракон»
      • Поведенческий тренинг «Как справиться с гневом» а) потопать ногами, б) надуть шарик злостью.
      • Рисование на тему «Добрый и злой»

      7. Мои хорошие и плохие поступки

      Осознание черт своего характера, мотивов собственных поступков. Развитие адекватной самооценки, самоконтроля, произвольности поведения.

      • Игра «Наоборот»
      • Беседа «Хорошие и плохие поступки» (дети по очереди рассказывают сначала о хороших поступках, которые совершели в последнее время, потом о плохих).
      • Упражнение «Мешочки с плохими поступками»
      • Упражнение «Продолжи фразу» (метод незаконченных предложений) Например, «Когда меня обижают, я …», «Я люблю, когда …»
      • Игра «Волшебные слова»
      • Игра «Пожалуйста»

      8. Я, ты, он, она

      Развитие чувства принадлежности к группе сверстников. Получение опыта позитивного взаимодействия.

      • Упражнение «Проводник с именем»
      • Игра «Похвалилки»
      • Игра «Менялки»
      • Игра «Опиши друга»
      • Игра «Что изменилось»
      • Игра «Поварята»
      • Игра «Клубочек»

      Задание для работы в группе: создание коллажа «Наша группа»

      9. Девочки и мальчики

      Развитие интереса и уважительного отношения к детям противоположного пола. Освоение навыков поло-ролевого поведения. Развитие саморегуляции.

      • Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе, девочки и мальчики»
      • Игра «Я знаю пять имен» -мальчиков, -девочек, – игры мальчиков и девочек, -игрушки мальчиков, девочек, – предметы одежды.
      • Слушание песни «Из чего же …»
      • Моделирование и разрешение проблемных ситуаций: – девочке не хватило стула, – мальчик ударил девочку, -девочка дразнит мальчика.
      • Упражнение «Молодец и умница»
      • Подвижная игра «Стрижи и ласточки»

      10. Я и мои друзья

      Раскрытие сущности понятий «друг» и «дружба». Расширение опыта позитивного взаимодействия.

      • Ритмическая игра «Я и мои друзья!»
      • Чтение рассказа Толстого «Два товарища». Анализ прочитанного (как бы ты поступил)
      • Упражнение «Закончи фразу» «Друг всегда…», «Друг никогда….» (метод незаконченных предложений)
      • Игра «Газета»
      • Игра «На мостике»
      • Рисование «Портрет лучшего друга»

      11. Если вы поссорились

      Обучение анализу причин конфликтных ситуаций, конструктивным способам их разрешения. Развитие саморегуляции.

      • Игра «Если «да» – похлопай, если «нет» – потопай»
      • Чтение стихотворения «Поссорились»
      • Беседа «Почему люди ссорятся?»
      • Упражнение «Драка» (на расслабление)
      • Игра «Руки знакомятся, руки мирятся»
      • Игра «Обзывалки»

      12. Веселое путешествие

      Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

      • Упражнение «Опиши друга»
      • Игра «Ладонь в ладонь» (усложненный вариант с препятствиями»
      • Игра «Змейка»
      • Подвижная игра «Тропинка»
      • Игра «Встреча»
      • Игра «Лабиринты»
      • Тренинг взаимодействия «Наш общий дом»
      • Упражнение «Подарки»

      13. Вместе веселее

      Расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия.

      • Игра «Гусеница»
      • Игра «Небоскреб»
      • Игра «Двое с одним мелком»
      • Игра «Жмурки с колокольчиком»
      • Игра «Что нового»
      • Игра «Топ-хлоп»
      • Мы танцуем.

      14. Не хочу, не буду

      Развитие умения анализировать свои поступки, эмоциональное состояние.

      • Просмотр фрагмента мультфильма «Упрямые козы» (или чтение сказки»
      • Психогимнастика «Упрямые козы»
      • Игра «Сказка наоборот» (вежливые, веселые, добрые козы)
      • Поведенческий тренинг (ответ на просьбу мамы, сестры, брата, товарища)
      • Игра «Два Барана»

      15. «Трудные» слова

      Развитие автономности поведения, умения противостоять давлению, говорить «нет».

      • Упражнение «Войди в круг, выйди из круга»
      • Сказка о мальчике, который не умел говорить «нет».
      • Поведенческий тренинг «Учимся говорить «нет». Предложения, на которые легко ответить «нет». Предложения, на которые трудно ответить «нет»
      • Беседа «Когда трудно сказать «нет»
      • Упражнение «Мне нравится, когда …., мне не нравится, когда ….»

      16. Как правильно себя вести.

      Обучение детей элементарным навыкам безопасного поведения, способам отреагирования страха.

      • Рассказ «Как Маша потерялась»
      • Беседа «А как бы поступил ты?»
      • Разыгрывание ситуаций: – дядя с конфетами (куклой, машиной), – новый друг, – звонок в дверь, -мамина знакомая.
      • Игра «Кричалки, молчалки, шепталки»
      • Рисование «Боюсь – не боюсь»

      17. Я и моя семья

      Формировать положительное отношение к членам семьи. Закреплять навыки конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

      • Беседа «Зачем человеку семья»
      • Упражнение «За что меня любит мама (папа)?»
      • Этюды «Дружная семья», «Ссора».
      • Разыгрывание ситуаций (мальчик разрисовал мелом пол, девочка разбила любимую мамину вазу)
      • Рисование на тему «Моя семья» или «Мир мамы, мир папы».

      18. Мир взрослых

      Развитие интереса к миру взрослых, осознание своего места в мире взрослых. Развитие эмпатии, коммуникативных навыков

      • Игра «Хорошо-плохо» (быть взрослым – хорошо или плохо?)
      • Игра «Интервью»
      • Игра «Что сначала, что потом»
      • Имитационная игра «Походки»
      • Игра «Старенькая бабушка»
      • Беседа об отношении к пожилым людям.
      • Подвижная игра «Бабушка Маланья»

      19. Когда я буду взрослым

      Поддержание интереса к миру взрослых, расширение представлений о деятельности людей. Воспитание уважительного отношения к труду.
      Развитие пантомимики.

      • Упражнение «Когда я буду взрослым…» (метод незавершенных предложений)
      • Игра «Чьи вещи?»
      • Чтение стихотворения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?». Беседа по содержанию.
      • Игра «Что мы делаем, покажем» (пантомима)
      • Рисование «Каким я буду, когда вырасту»

      20. Все мы – волшебники

      Поддержание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки. способствовать формированию адекватной самооценки.

      • Упражнение «Закончи фразу» (если я был волшебником)
      • Игра «Сотворение чуда»
      • Игра «Цветик-семицветик»
      • Рисование на тему «Мое желание»
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie